English
Курсы
Сообщество профессионалов
финансового рынка

E-mail:
Пароль:
Звоните
(495) 911-67-00
Адрес и схема проезда
Профессиональные семинары Квалификационные курсы Экзаменационный центр Дистанционное обучение Конференции Личные финансы
Подготовка IR-специалистов ПОД/ФТ Private Banking на практике Контакты
Главная » Пресса о нас » Семь лет за один совет


Лицензия на образовательную деятельность
Лицензия на право ведения
образовательной деятельности
Приложение № 1.1 к лицензии
Приложение № 1.1 к лицензии на осуществление образовательной деятельности


Семь лет за один совет

Манипулирование ценами на фондовом рынке станет уголовно наказуемым деянием. Соответствующие поправки в Уголовный кодекс РФ одобрило правительство России.

Президиум правительства РФ в понедельник одобрил ужесточение ответственности за нечестную игру на биржах. Проект соответствующего федерального закона предусматривает внесение изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, вводящих уголовную ответственность за недобросовестную деятельность на рынке ценных бумаг.

Как сообщил на брифинге по итогам президиума глава Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Владимир Миловидов, подготовленные службой поправки вводят уголовную ответственность за три группы нарушений. Во-первых, это "нарушения порядка учета прав на ценные бумаги и злоупотребление при ведении реестра акционеров". Во-вторых, "воспрепятствование правам владельцев ценных бумаг, недопуск к собранию акционеров или ограничение прав акционеров в ходе собрания". В-третьих, "манипулирование ценами на рынке ценных бумаг", в том числе с использованием так называемой инсайдерской информации. Это о преступлениях.

Теперь о наказаниях. В ФСФР уточняют, что за нарушение в порядке учета прав максимальное нарушение составляет до 6 лет лишения свободы, за воспрепятствование осуществлению прав акционеров - до 5 лет, за манипулирование ценами - до 7 лет тюрьмы.

Наказание за использование инсайдерской информации должно стать реальным, заявил премьер-министр РФ Владимир Путин. "Недостаточно просто запретить действия, наносящие ущерб добросовестным инвесторам, нужно сделать наказание за эти деяния реальным и необратимым - напомню, что максимальное наказание за эти преступления предусматривается [законопроектом] до семи лет лишения свободы", - сказал Путин на заседании президиума. В свою очередь, глава ФСФР признал, что "это жесткие меры, но в развитых странах за недобросовестные действия существует достаточно жесткая и однозначно уголовная ответственность".

На появление законопроекта эксперты ответили сдержанным оптимизмом. "В России уже давно говорят о том, что на рынке очень много инсайда и с этим надо бороться. Мы очень часто являемся свидетелями преобладания на рынке одного участника, действия которого приводят к существенным изменениям цен. Все это можно отнести к симптомам развивающегося рынка с ограниченной ликвидностью. ФСФР и другие регулирующие органы часто вспоминают о необходимости бороться с этими явлениями. Периодически появляются и утверждаются законодательные инициативы в этой области. Однако за последние 10 лет ситуация не изменилась", - рассказал Interfax-Russia.ru член правления Института развития финансовых рынков (ИРФР) Андрей Демченко.

Прежде чем развивать анализ, уточним, что такое "инсайдерская информация", и почему так сурово решили за ее использование наказывать. Специалисты определяют это понятие так. Инсайдерская информация - это сведения, которыми обладает определенный круг лиц, связанный непосредственно с компанией X и с оборотом информации внутри компании X, и раскрытие которой может оказать серьезное воздействие на цены финансовых инструментов или товаров. В то же время, под понятие "инсайдер" - лицо, вольно или невольно обладающее такой информацией - может попасть любой осознающий суть и ценность этих сведений человек, в том числе и журналист.

В этой связи руководству ФСФР, где вынашивался и родился законопроект, пришлось очень подробно объяснять представителям СМИ, что, несмотря на предусмотренную и для них ответственность за распространение инсайдерской информации, вина должна быть еще доказана. "Отдельные нормы закона говорят об ответственности СМИ при распространении информации, касающейся котировок ценных бумаг, финансовой информации, которые могут повлиять на динамику рынка и где-то ввести в заблуждение, где-то - составить игру не совсем добросовестную", - прокомментировал этот момент Миловидов и заверил, что в данном случае речь не идет о неком контроле над СМИ.

"Никакого умысла у ФСФР начать контролировать деятельность прессы в части опубликования финансовой информации, информации о компаниях нет, не было и не будет", - сказал Миловидов. Он объяснил, в каком случае журналист может быть наказан. "Если член совета директоров договорился с главным редактором какого-то издания о том, что в час "X" они вместе скажут или с помощью кого-то скажут о том-то и о том-то - вот это уже предмет разбирательства", - сказал глава ФСФР.

Кстати, помимо распространения инсайдерской информации СМИ может быть поставлено в вину и раскрытие иной информации, которая может "существенно повлиять на котировки ценных бумаг, а также о недобросовестном влиянии на котировки ценных бумаг". Здесь справедливости ради отметим, что в ответе за нарушения будут не только игроки финрынка и журналисты, но и чиновники.

Между тем, редкий законопроект, призванный что-либо ужесточить, не имеет подводных камней и недостатков даже при всех его несомненных преимуществах.

Обстоятельство первое и наиболее важное: доказать факт манипулирования ценами и использования инсайдерской информации на рынке ценных бумаг чрезвычайно сложно. Эти сведения чаще всего передаются устно. Проще говоря, "что-то важное" можно сказать "на ушко", а доказать такую "передачу сведений" практически невозможно. К тому же, говорит Демченко из ИРФР, отсутствует "четкое определение инсайда и манипуляции, которое было бы дано в соответствии с возможностями контролирующих органов отслеживать нарушения", из-за чего манипуляции на рынке, как правило, проводятся безнаказанно.

С экспертом согласны парламентарии. "Чаще всего каждая из операций, входящих в цепочку действий по манипулированию, сама по себе полностью соответствует требованиям законодательства, - пояснил газете "Коммерсантъ" глава комитета Госдумы по конституционному законодательству Владимир Плигин. - Поэтому выявление конкретного умысла в повышении или понижении цен на бумаги потребует тщательного расследования, чтобы степень вины участников рынка была очевидна для суда".

Как бы в свое оправдание Миловидов привел журналистам пример: в развитых странах в течение года выявляются сотни, а иногда и тысячи подозрительных сделок, но до углубленного расследования доходят десятки, до суда - единицы. В России за последние пять лет было всего два подобных судебных процесса. "Конечно, нам еще предстоит освоиться в этом регулировании, нам его предстоит изучить и применять вместе с коллегами из правоохранительных органов", - резюмировал глава ФСФР обсуждение данной проблемы.

Обстоятельство второе - неясно, как именно будут трактоваться понятия "инсайдерская информация" и "инсайдер", ведь законодательно они до сих пор нигде не прописаны, хотя и наказание уже существует. Некоторые аналитики утверждают, что эти термины просто не могут быть формально прописаны. "Если мы посмотрим американское законодательство о манипулировании, то там нет ни одной конкретной нормы. Все решается в рамках каких-то условных вещей в каждом конкретном случае", - прокомментировал журналистам в понедельник директор по административно-правовым вопросам УК "Финам Менеджмент" Павел Кириченко. В России же, говорит эксперт, все будет рассматриваться судами в установленном порядке. "И здесь могут возникнуть проблемы в связи с тем, что российские суды, к сожалению, не очень хорошо разбираются в операциях, которые проводятся на финансовых рынках", - предупреждает эксперт.

Наконец, обстоятельство третье - болезненно воспринятое правозащитниками присутствие СМИ в законе, о котором речь шла выше. Несмотря на то, что закон "О рынке ценных бумаг" относит к манипулированию "распространение через СМИ ложных либо вводящих в заблуждение сведений, оказывающих влияние или способных оказать влияние на цену, объем торгов, спрос и (или) предложение на ценную бумагу", некоторые эксперты уже выступили против возможного усиления давления на прессу.

Так, исключить СМИ из предлагаемых поправок в законодательство предложил председатель Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", сопредседатель партии "Правое дело" Борис Титов. "Из закона об инсайдерской деятельности нужно убрать СМИ", - заявил он во вторник "Интерфаксу".

По его словам, любая экономическая информация может трактоваться как инсайдерская, будь она со знаком "плюс" или "минус". Титов также отметил, что любая экономическая информация может быть расценена участниками рынка как сигнал для повышения или понижения стоимости ценных бумаг, в зависимости от состояния рынка. "Поэтому считаю, что СМИ не могут отвечать за результаты ее использования. При помощи закона об инсайде вкупе с законом об экстремизме можно будет закрыть каждое СМИ", - сказал глава "Деловой России". При этом, ссылаясь на собственный опыт, он добавил, что "самое негативное воздействие на рынок имеют не публикации, а непродуманные заявления чиновников".

Вместе с тем, международный опыт показывает, что создать эффективную систему борьбы с манипулированием цен на биржах в рамках рыночной экономики и демократии возможно. В США уже долгое время в качестве такого органа выступает государственная комиссия по ценным бумагам (SEC) с "филиалами" в разных штатах. При этом в США преднамеренное нарушение законов о ценных бумагах также является уголовно наказуемым преступлением. Там закон эффективен, говорят специалисты. "Не случайно именно американский рынок из-за наличия жестких карательных мер за подобное, считается одним из самых либеральных в мире, обеспечивающим свободное и справедливое ценообразование. Наличие таких санкций способствует установлению справедливых цен", - приводит аргумент "за" директор Центра развития фондового рынка Юрий Данилов. Впрочем, надо оговориться - SEC, по сути, обладает собственным следственным отделом, что ставит этот орган в один ряд со спецслужбами, а вот отечественной ФСФР об этом пока остается только мечтать.

Впрочем, перегибать палку с ужесточением также не следует, считают специалисты. И приводят в пример все те же США. "На большинстве бумаг, торгуемых на биржах РФ, даже небольшой спекулянт или инвестор может вызвать значительное колебание цены из-за недостатка ликвидности. Получается манипуляция? К слову, в США, где очень суровое законодательство именно в области инсайда, регулярно происходят случаи манипулирования ценами. В результате там судебных разбирательств по таким делам больше, чем в России прецедентов манипулирования и использования инсайда", - рассказал Interfax-Russia.ru Демченко.

Очевидно, что появление законопроекта о введении уголовной ответственности за недобросовестную деятельность на рынке ценных бумаг - мера из арсенала недавно принятой стратегии развития финрынка РФ до 2020 года, о которой Interfax-Russia.ru писал ранее. По мнению экспертов, нормы, одобренные правительством в понедельник, можно считать, по крайней мере, своевременными. "Правильно ли начинать с ужесточения наказания - покажет время, сейчас важно, что действия в направлении борьбы с инсайдом предпринимаются. Это особенно значимо в рамках долгосрочной стратегии развития финансовых рынков в России и в условиях кризиса, когда манипулятивные действия крупных спекулянтов очень распространены", - продолжил Демченко.

Так что в рамках амбициозной стратегии, которая, напомним, предполагает создание в России международного финансового центра, подобные меры выглядят вполне логично, ведь без надежной защиты от недобросовестных инсайдеров смелые цели, поставленные перед рынком, достигнуты так и не будут.

Обозреватель Сергей Нагорный

© Институт развития финансовых рынков Телемарк – разработка сайтов